Для транспортировки жидких и газообразных веществ к месту их использования, а также для отвода сточных вод и направления их на утилизацию используют инженерные сооружения – трубопроводы. Внутри таких магистралей создается давление, за счет которого и происходит перемещение.
При строительстве и ремонте таких магистралей огромное значение имеет контроль качества. Ошибки в расчетах, некачественный материал и строительные дефекты могут привести к авариям и даже техногенным катастрофам. Вовремя обнаруженные и устраненные неполадки минимизируют риски и повышают безопасность эксплуатации такого сооружения.
Классификация трубопроводов
В зависимости от назначения и размера трубопроводы делятся на следующие виды:
- магистральные – используются для транспортировки газа и углеводородов на дальние расстояния, в их состав входят линейный компонент, насосные станции, ГРС;
- технологические – эксплуатируются в пределах промышленных предприятий, используются для перекачки сырья и топлива;
- коммунальные – подают воду, газ, теплоноситель в жилые дома и другие объекты, имеют сложную схему с многочисленными ответвлениями;
- машинные и судовые – являются частью транспортных средств.
Самые сложные и опасные – магистральные сооружения, требования к эксплуатации которых регламентируются ФЗ «О промышленной безопасности».
Виды контроля при строительстве магистральных трубопроводов
Одновременно с разработкой проекта строительства сооружения составляется план контроля, который включает все мероприятия – от приемо-сдаточных работ до испытательных процедур.
Контроль осуществляется последовательно и охватывает следующие объекты и процессы:
- земляные работы, прокладку труб, монтаж оборудования;
- используемые материалы и конструкции;
- строительно-монтажные работы;
- сварные швы и изоляционная оболочка.
На трубопрокат, поступающий от производителя, должны быть паспорта и сертификаты, которые подтверждают соответствие его параметров ГОСТу. Также проводят визуальный контроль для выявления трещин и других дефектов и применяют методы неразрушающего исследования.
Рентгенографический контроль
Этот способ позволяет точно выявить даже незаметные дефекты в сварных швах. Участок, который нужно обследовать, подвергают воздействию рентгеновских лучей. Если они проходят сквозь поврежденный материал, на картинке это будет отображено в виде темного пятна.
Магнитографический контроль
Применяется достаточно часто и заключается в наложении на сварной участок ферромагнитного материала и создания электромагнитного поля. При обнаружении повреждений меняется сигнал, что позволяет точно определить их характер и масштаб. Эта методика является безопасной и простой в применении.
Перед запуском в эксплуатацию проводится окончательная проверка магистрали, оценивается ее герметичность и устойчивость к нагрузкам. Проводят исследования и надзорные мероприятия специальные организации, которые имеют лицензию, оборудование и подготовленных экспертов.